Практическое занятие (08.02.2024)

Занятие 1. Современные тенденции в развитии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их нормативно-правовое регулирование

  Практические задания и вопросы для обсуждения:

1.Изучите периодические издания по дефектологии (например, журналы «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Школьный логопед», «Логопед в детском саду» и др.), сборники научных конференции  за последние пять лет. Выделите и в письменной форме зафиксируйте актуальную проблематику, отражающую   тенденции в развитии образования лиц с ОВЗ.

Рекомендация: для выполнения этого задания целесообразно использовать сайты издательства «Школьная пресса» (http://www.schoolpress.ru/ ), НЭБ «КиберЛенинка» (https://cyberleninka.ru/ )

  2.  Изучите Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Какие изменения в образовании лиц с ОВЗ предусмотрены в законе (формы получения образования, инклюзивное образование, новые типы образовательных учреждений для детей с ОВЗ, дисциплинарные взыскания к учащимся с ОВЗ и т.п.)?

К каждой правовой норме сделайте ссылку на конкретную статью Закона.

  3.Требования и функциональные обязанности специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в коррекционных и массовых учреждениях. Профессиональные стандарты.

Литература:

  1. Квалификационные характеристики должностей работников образования  // https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html
  2. Жаворонков Н.Р. Обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к общему образованию: анализ правоприменительной практики субъектов РФ // Дефектология – 2017 - № 3. – С. 69-77.
  3. Жаворонков Н.Р. Правовое регулирование образования лиц с ОВЗ: противоречия и перспективы // // Дефектология – 2013 - № 3. – С. 84-92.
  4. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №36 2019 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities  
  5. Малофеев Н.Н. От институционализации к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №34 2018 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/from-institutionalization-to-inclusive-education-of-children-with-special-educational-needs  
  6. Профессиональный стандарт Педагог-дефектолог.  //  

    https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/prikaz-mintruda-rossii-ot-13032023-n-136n.pdf

  7. Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших пед. уч. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  8. Специальная педагогика: Уч. пособие для студ. высших пед. уч. заведений /Под ред. Н.М. Назаровой. - М.:  Издательский центр «Академия», 2006.

9.     Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013. – 208 с.

  1. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ //  http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984

За занятие можно получить до 10 баллов.

Обсуждение материалов на занятии по расписанию.

Ответы на задания 1 и 2 сохраните в виде файла в формате pdf и выложите в систему. Имя файла должно содержать Ваши ФИО.

Студенты, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий или пропустившие занятие по уважительной причине, ответы на задания и вопросы  сохраните в виде файлов в формате word или pdf и выложите в систему. Имя файла должно содержать Ваши ФИО.