Предмет макроэкономического планирования и прогнозирования
Тема 1. Предмет макроэкономического планирования и прогнозирования
Вопросы
1. Подходы различных научных школ к определению экономической роли государства.
2. Основные функции государства в современной смешанной экономике
3. Предмет и методы макроэкономического планирования и прогнозирования.
4. Изменение места и роли прогнозирования и планирования в регулировании современной экономики.
5. Характеристика долгосрочного прогнозирования как базы стратегического планирования.
6. Стратегически- инновационная функция государства и механизм ее реализации.
1. Подходы различных научных школ к определению экономической роли государства
1. Классическая школа политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо). Представители данной школы рассматривали рыночную систему как эффективную саморегулируемую систему. С их точки зрения, вмешательство государства в экономику должно быть минимальным (экономический либерализм).
2. Неоклассическая школа (К. Менгер, Е.Бем-Баверк, А.Маршалл). Оценка экономической роли государства аналогичная.
3. Кейнсианская школа. Дж. М.Кейнс. 1929-1933 гг. «Великая депрессия». Кейнс предложил меры государственного регулирования экономики. Он предлагал использовать два основных инструмента: 1) активную фискальную политику (налогово-бюджетную); 2) активную монетарную политику (денежно-кредитную). Использование этих инструментов позволяет компенсировать недостатки рыночного механизма, который остается основным экономическим регулятором.
4. Институционализм (Т. Веблен, Д. Норт, Дж. Гэлбрэйт). Представители данной школы утверждают, что в настоящее время государство должно проводить активную экономическую политику. В том числе ряд институционалистов обосновывали необходимость индикативного планирования.
Несмотря на продолжение дискуссии об экономической роли государства современная экономика оценивается всеми как смешанная экономика. Она базируется на использовании различных форм собственности и различных форм регулирования экономических процессов.
2. Основные функции государства в современной смешанной экономике
В настоящее время в экономически развитых странах государство выполняет ряд экономических функций.
1. Разработка правовых основ хозяйствования. Государство, прежде всего, должно установить определенные правила игры для хозяйствующих субъектов. Например, оно определяет отношения собственности и их регулирование, порядок заключения и выполнения контрактов, стандарты качества.
2. Защита конкуренции (борьба с монополизмом).
3. Корректированное распределение ресурсов. Рыночный механизм не обеспечивает выделения нужного количества ресурсов для производства некоторых видов товаров. В этой связи рассматривают проблему производства государственных (общественных) благ и государственного регулирования побочных эффектов.
4. Стабилизация экономики. Государственные органы разрабатывают и реализуют различные варианты стабилизационных программ.
5. Регулирование перераспределения доходов (выравнивание доходов).
6. Регулирование внешнеэкономической деятельности.
7. Регулирование работы государственного сектора.
8. Макроэкономическое планирование. Вопрос о целесообразности макроэкономического планирования в современной смешанной экономике является спорным. В большинстве стран используется только финансовое планирование. В некоторых странах (Франция, Япония) в послевоенный период разрабатывались комплексные макроэкономические индикативные планы.
Данную функцию государства необходимо рассмотреть более детально. Выделяют, например, следующие современные формы макроэкономического планирования.
1. Директивное планирование. СССР 1928-1991гг. Страны Восточной Европы. Данная форма предполагает государственную собственность на средства производства, обязательный характер плановых заданий, широкое использование не только экономических, но и административных методов управления. Данная форма оправдывает себя в экстремальных ситуациях (война, восстановление разрушенного хозяйства). Она позволяет концентрировать ресурсы на решении одной или нескольких важнейших задач. В условиях мирного времени проявляются недостатки данной формы:
- она не обеспечивает эффективное воздействие потребителей, их запросов на производителей;
- имеет место подавление инициативы хозяйствующих субъектов;
- она в определенной мере сдерживает развитие инновационных процессов;
- директивное планирование не обеспечивает производство потребительских товаров в широком ассортименте и нужного качества.
2. Индирективное планирование. Оно предполагает государственную собственность на средства производства, обязательный характер плановых заданий. Однако воздействие на поведение предприятий осуществляется с помощью экономических рычагов и стимулов. Данная форма предполагает имитацию рыночной конкуренции.
Попытки использовать подобные подходы имели место в нашей стране в период проведения экономических реформ. Реализовывались принципы хозяйственного расчёта. Однако в полной мере данная форма планирования не была реализована.
3. Регулятивное планирование. Оно предполагает условия смешанной экономики (наличие различных форм собственности, в том числе частной). Государство определяет общенациональные приоритеты развития. С помощью экономических рычагов и стимулов осуществляется воздействие на поведение частных предпринимателей с целью направления их деятельности в русло, соответствующее общенациональным приоритетам.
4. Индикативное планирование. Оно предполагает условия смешанной экономики. Государство определяет общенациональные приоритеты развития. Публикуется информация по налоговой политике, кредитной политике, структуре государственных расходов, которая воспринимается частными предпринимателями и может повлиять на принятие определенных решений в интересах развития страны в целом. Индикативное планирование в послевоенный период широко использовалось в таких странах, как Франция, Япония.
В нашей стране в настоящее время ставится вопрос о необходимости использования индикативного планирования.
3. Предмет и методы макроэкономического планирования и прогнозирования
Что является объектом макроэкономического планирования?
В настоящее время общепризнанной является необходимость и целесообразность внутрифирменного планирование и стратегического планирования фирм.
В данном случае объектом планирования являются организация (фирмы).
Объектом макроэкономического планирования являются национальная экономика как структурная целостность, включающая отрасли, регионы, кластеры, комплексы.
Предметом макроэкономического планирования являются аспекты профессиональной управленческой деятельности, связанные с разработкой и реализацией национальных проектов, целевых программ, планов на макроэкономическом уровне, базирующихся на комплексных прогнозах развития экономики.
Важную роль в разработке и реализации макроэкономических планов играет предвидение, предполагающее формулирование гипотез и разработку прогнозов.
Гипотеза относится к научно-исследовательской базе предвидения. В данном случае выдвигаются предположения о будущем состоянии экономики на основе чисто теоретических конструкций и интуиции
Прогнозирование по сравнению с гипотезой отличается более детальной проработкой конкретных деталей будущего состояния экономики.
Виды прогнозов: оперативные (до 1 года); краткосрочные (1-3 года); среднесрочные (4-10 лет); долгосрочные (10-20 лет); дальнесрочные (свыше 20 лет).
В содержательной смысле прогнозы могут быть: количественно-конкретными; преимущественно-качественными.
Прогнозы также могут быть представлены в виде чётко просчитанных альтернативных вариантов, определённых сценариев.
Под сценарием понимается гипотетическая последовательность событий, которая показывает, как может формироваться будущее состояние объекта
Предсказательная фаза предполагает переход от прогнозов к плановым разработкам, иначе говоря, - переход от позитивной функции экономической науки к нормативной функции.
Позитивная функция экономической науки - исследование, выявление того, что есть (исследование требований объективных экономических законов, тенденций развития)
Нормативная функция - определяет то, что должно быть, что следует сделать.
Стратегическое планирование – это процесс определения приоритетов, целей, плановых показателей и механизма реализации плановых заданий.
Методы и подходы, применяемые в планировании.
1. Конкретно-исторический подход предполагает:
а) учет особенностей объекта планирования (экономики данной страны)
б) учет особенностей данного периода социально-экономического развития
в) необходимость рассмотрения социально-экономические процессов в развитии
11. Системный подход:
а) план должен формироваться как целостная система, охватывающая различные стороны экономической жизни
б) в плане должны выделяться подсистемы и прорабатываться взаимосвязи между ними
Принципы системного подхода: 1) диалектичность системы; 2)динамичность системы; 3)целостность системы; 4)иерархичность системы; 5)выделение главного звена.
111. Комплексный подход
а) предполагает разработку плановых заданий на основе результатов научных исследований в различных областях (междисциплинарный подход);
б) плановые задания должны прорабатываться для разных уровней экономики (нано-, микро-, мезо-, макро-, мегаэкономика);
в) проработка плановых заданий для различных временных интервалов.
1Y. Эксперимент – метод поиска или уточнения взаимосвязи социально-экономических явлений опытным путем. Данный метод используется для апробации намеченных решений.
Преимущества эксперимента:
а) возможность специально вызвать изучаемое явление, не ожидая его естественного появления;
б) возможность повторения опыта и накопления данных для количественного анализа изучаемых явлений.
Недостатки эксперимента:
1)трудность искусственного создания условий тождественных естественным;
2) ограниченная возможность воздействия на социально-экономические объекты в исследовательских целях.
Необходимые условия эксперимента:
1) сохранение сущности общественного и государственного строя;
2) недопустимость ущемления интересов населения;
3) хозяйственная значимость планируемого нововведения;
4) обратимость результата (контролируемый характер эксперимента, возможность возврата к исходному состоянию;
5) наличие контрольного объекта;
6) создание экспериментальной ситуации (обеспечение чистоты эксперимента по возможности и исключение побочных обстоятельств).
Y. Моделирование предполагает создание такого аналога планируемого процесса, в котором отражены важнейшие свойства этого процесса. Особенность моделирования, - упрощение реальности, - позволяет выделить существенные особенности сложных объектов.
Моделирование в планировании применяется в следующих случаях:
а) когда необходимо разработать проект системы, не создавая ее в реальной жизни;
б) когда необходимо совершенствовать имеющуюся систему, а эксперимент на ней невозможен или неоправдан (из-за больших затрат);
в) когда эксперимент в условиях реальной системы связан с ее разрушением.
В планировании моделирование не дает никакого решения, а лишь позволяет получить аналог реального процесса.
Y1. Методы специальных исследований
В планировании некоторые процессы поддаются количественному измерению, а некоторые не поддаются количественной оценке. Соответственно, во-первых, используются количественные методы разработки плановых заданий (балансовый метод и др.), во-вторых, широко используются социологические методы.
4. Изменение места и роли прогнозирования и планирования в регулировании современной экономики
В послевоенный период в разных экономических странах широко применяется прогнозирование, программирование и иногда планирование на макроэкономическом уровне (Франция, Япония).
Факторы, определяющие повышение роли макроэкономического планирования и прогнозирования.
1) Усиление зависимости социально-экономических процессов в различных странах, связанное с развитием международного разделения труда. Национальные системы прогнозирования и стратегического планирования должны осуществлять взаимодействие с такими же системами других стран и объединений.
2) Обострение дефицита энергетических и иных природных ресурсов. Повышается значимость научно-технического прогнозирования.
3) Прогнозирование и макроэкономическое планирование должны учитывать аспект взаимодействия государственной и частной форм хозяйствования.
4) В макроэкономическом планировании и прогнозировании должен учитываться региональный аспект, значение которого в социально-экономическом развитии повышается.
5. Характеристика долгосрочного прогнозирования как базы стратегического планирования
Прогнозные документы предполагают:
1) описание состояния объекта, основных проблем его функционирования, настоящим и будущим;
2) предсказание возможных вариантов развития и изменения объекта и среды, в котором он находится;
3) раскрытие возможных решений и действий по реализации благоприятных вариантов.
Взаимодействие различных подходов макроэкономического планирования и прогнозирования.
Требования к прогнозам:
1) вариантность прогноза;
2) высокая степень достоверности и объективности прогнозных оценок;
3) комплексность прогноза (он должен охватывать важнейшие сферы экономической и социальной сферы);
4) сбалансированность прогноза (прогнозные оценки в различных скверах должны быть взаимоувязаны);
5) непрерывность прогнозирования (должны оцениваться результаты, качество прогнозов, достоверность оценок).
Методы прогнозирования:
1. Эвристические исследования ранее неизвестного. В данном случае широко применяется метод экспертных оценок.
2. Фактологические методы базируются на основе анализа статистических данных (экстраполяция).
3. Комбинированные.
6 вопрос. Стратегически-инновационная функция государства и механизм ее реализации.
Новый подход методологии прогнозирования и стратегического планирования включает:
1) выявление на основе долгосрочного прогноза тенденций социально-экономического развития;
2) выбор стратегических приоритетов и их реализация на основе стратегических планов;
3) гибкая реализация стратегического плана на основе индикативный планов и бюджетов обеспечивающие сочетание интересов государства и бизнеса.
Такой подход способствует реализации стратегической инновационной функции государства.