Задание к теме 2.

Тема 2: Социализация личности
Цели:

1) сформулировать основные задачи и проблемы каждой из стадий социализации;

2) проанализировать влияние социума на становление, развитие и поведение личности.

Формулировка заданий

1. Ознакомьтесь с подходами ученых к выделению стадий социализации личности (например, здесь: http://do.gendocs.ru/docs/index-97650.html?page=20). Выделите задачи и особенности протекания каждой стадии. Результат представьте в виде таблицы:

Название стадии 
Задачи стадии Проблемы, возникающие на стадии

2. Какие характерные черты послетрудовой социализации можно увидеть в приведенном ниже отрывке?

Вот уже пятнадцать , как старуха Берта каждый день выходила из дома, садилась у дверей. Жители Вискоса знали, что так оно и ведется у людей пожилых – они думают о прошлом, вспоминают молодость, созерцают мир, к которому почти уже не принадлежат, ищут, о чем бы потолковать с соседями.» (Паоло Коэльо. Дьявол и сеньорита Прим.)

3. Посмотрите спектакль Е.Гришковца "Как я съел собаку" (посмотреть можно здесь: http://spektaklionlayn.narod.ru/s/2.html).

Сделайте анализ процесса социализации личности героя, ответив на вопросы:
1.    Социализация героя.
•    Какие институты социализации демонстрируются в спектакле?
•    Какие механизмы социализации раскрываются в спектакле?
•    Как вы считаете, была ли вторичная социализация героя?
•    Представлено ли в спектакле подтверждение того, что имела место ресоциализация героя?
•    Педагог А.В. Мудрик отмечает, что человек может быть объектом, субъектом и жертвой социализации. Приведите примеры, когда герой является объектом, субъектом и жертвой социализации.

2.    Я-концепция героя.
•    Опишите Я-реальное и Я-идеальное героя.
•    Опишите личностную и социальную идентичность героя.
•    Когда социальная идентичность фиксируется, закрепляется, когда исчезает?

3.    Социальные установки героя.
•    Опишите социальные установки героя.
•    Какие установки изменились с возрастом? Какие не изменились? Почему? Что стало причиной формирования конкретных социальных установок (приведите пример одной-двух причин)?

4.    Социальные стереотипы героя.
•    Какие социальные стереотипы демонстрирует герой?

Ответы на вопросы обоснуйте, подтвердите примерами из спектакля (цитаты, место действия, ситуация и пр.).
Ответ представьте в виде файла.

Критерии оценивания задания:
0 баллов – задание не выполнено.
1-2 балла – задание выполнено с грубыми ошибками, теоретическое содержание темы не освоено.
3-4 балла – задание выполнено частично, теоретическое содержание темы освоено не полностью.
5-6 баллов – даны полные, развернутые ответы на вопросы задания, но имеются отдельные ошибки; теоретическое содержание темы освоено хорошо.
7-8 баллов – даны полные, развернутые, обоснованные ответы на вопросы задания с использованием психологической терминологии; теоретическое содержание темы раскрыто полностью, но задание сдано с опозданием.
9-10 баллов – даны полные, развернутые, обоснованные ответы на вопросы задания с использованием психологической терминологии; теоретическое содержание темы раскрыто полностью; задание сдано вовремя.