Тематический план

  • Дисциплина "Психология менеджмента"

    Общая трудоемкость дисциплины: 3 ЗЕТ (108 часов)

     Целью преподавания дисциплины «Психология менеджмента» является подготовка студентов к профессиональному решению психологических проблем управления.

    Курс «Психология менеджмента» основывается на интеграции знаний разных областей психологии (общей психологии, психодиагностики, социальной психологии) и теории управления. Дисциплина «Психология менеджмента» является одним из основных компонентов учебного плана и рассчитана на бакалавров 1 курса.

     Задачи дисциплины:

    -       изучить теоретико-методологические основы психологии управления - знакомство с различными концепциями, основными понятиями, закономерностями психологии управления;

    -       выявить психологические особенности управленческого труда;

    -       изучить основные социально-психологические проблемы управления и пути их решения;

    -       сформировать у студентов установку на обязательный учет особенностей психологии индивида и группы в управленческой деятельности;

    -       ознакомить с методами изучения важных социально – психологических характеристик личности и коллектива, профессиональных, межличностных и внутриличностных проблем средствами психологии управления;

    -       изучить основы психологии руководителя;

    -       ознакомление с технологиями оптимизации управленческих взаимоотношений, в том числе способами управления конфликтными ситуациями.

     Курс «Психология менеджмента» входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин, в его вариативную часть.

    Компетенции, полученные в ходе изучения данной дисциплины, необходимы для изучения следующих дисциплин: «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Управление человеческими ресурсами», «Управление изменениями», «Персональный менеджмент», «Деловые коммуникации», «Организационная культура».

  • Тема 1. Психология менеджмента как научная дисциплина

    Основные понятия и категории психологии менеджмента. Психология менеджмента (управленческая, организационная психология) как отрасль психологической науки. Источники, история зарождения, становления и формирования психологии менеджмента как науки в России и за рубежом. Объект, предмет и задачи психологии менеджмента. Два основных течения психологии менеджмента.

    Психологические законы управления.

  • Тема 2. Личность как субъект и объект управления"

    Понятие личности и ее структура. Различия в понятиях “человек”, “личность”, “индивидуальность”. Методы изучения личности.

    Элементы личности: способности, темперамент, характер, направленность. Акцентуации характера.

    Менеджерские характеристики. Управленческие способности, их структура и личностные ограничения менеджера. Типологии личности руководителя.

    Стили делового поведения. Авторитет и профессиональная компетентность руководителя. Комплекс угрожаемого авторитета, его симптомы и факторы.

    Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности.

    • Тема 3. Психология управления поведением людей в организации

      Психологические теории социально-психологического воздействия: теория когнитивного соответствия Ф.Хайдера, Т.Ньюкома; теория атрибуции С.Шехнера, С. Стингера; теория самовосприятия; теория управления впечатлением Дж. Тедеши; теория аттракции Т.Ньюкома; теория социального сравнения Л.Фестингера.

      Понятие социально-психологического воздействия и его структура. Виды психологического воздействия: идентификация, подражание, внушение, заражение, эмпатия, убеждение, манипуляция.

      Основные концепции управления людьми в организации: теория Х и теория У Дугласа МакГрегора, Теория Z Уильяма Оучи. Составляющие управления поведением других: постановка целей, информирование, мотивирование, планирование трудового пути подчиненного, обратная связь.

      Власть, типы власти и личное влияние руководителя.

      • Тема 4. Общение (коммуникация) в организации

        Общение в организации. Функции общения.

        Коммуникативная функция общения. Структура коммуникативного акта. Средства коммуникации. Вербальные и невербальные средства передачи информации. Коммуникативные барьеры и основные причины их возникновения. Барьеры, возникающие по вине руководителя. Понятие обратной связи в общении, ее роль в деловом общении. Умение слушать собеседника.

        Перцептивная функция общения. Проблема межличностного восприятия. Идентификация, эмпатия, рефлексия. Интерпретация и атрибуция. Феномены каузальной атрибуции и стереотизации. Искажения, эффекты межличностного восприятия, «эффект ореола», эффект последовательности получения информации, эффект проекции.

        Общение как взаимодействие. Типы взаимодействия. Кооперация – конкуренция, приспособление – оппозиция, согласие – конфликт. Формы делового взаимодействия.

        Деловая беседа, психологические предпосылки ее успешности. Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления.

        • Тема 5. Психология управления конфликтами и стрессами в организации

          Природа конфликта в организации: психологическая структура и функции конфликта. Виды конфликтов. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Динамика конфликта: объективные предпосылки конфликта, осознание конфликта, конфликтные действия, разрешение конфликта. Отсутствие нормальной динамики, «застревание» в конфликте как предпосылка перерастание конфликта в кризис. Типичные ошибки конфликтного поведения.

          Возможности управления конфликтом. Руководитель как непосредственный участник конфликта и как посредник. Модель управления конфликтом К. Томаса. Избежание, противодействие, компромисс, приспособление, сотрудничество как способы управления и регулирования конфликтами, их эффективность в различных ситуациях. Правила поведения в конфликте.

          Работа и стресс. Виды, уровни и компоненты стресса. Причины стресса. Профилактика стресса и отрицательных эмоций.

          Социально-психологический климат коллектива. Внешние и внутренние причины изменений СПК. Структура СПК. Показатели СПК. Методы исследования СПК. Совместимость, срабатываемость и сплоченность коллектива.

          • Тема 6. Организационная культура и развитие

            Организационная культура и ее составляющие. Факторы, детерминирующие формирование организационной культуры. Субкультура, контркультура и антикультура. Функции и способы формирования и поддержания организационной культуры. Психопатологические критерии организационной культуры (М.К. де Врие и Д. Миллер). Методы познания организационной культуры. Истории и легенды, ритуалы, символы, язык.

            Имидж организации. Внутренний и внешний имидж.