Среда, 3 Июль 2024, 17:21
Сайт: Система дистанционного обучения ИвГУ
Курс: Социальная психология (Социальная психология)
Глоссарий: Глоссарий. Введение в социальную психологию
С

Социальная психика

Социальная психика – сложное и динамическое образование, в которое входят различные компоненты:
-    массовые, групповые, межгрупповые, межличностные и личностные настроения;
-    массовые, групповые и индивидуальные эмоции;
-    массовые действия;
-    стереотипы и установки;
-    сознательные и бессознательные, формальные и неформальные санкции человеческой деятельности.

Социальная психика общества - это функциональная динамическая система общества, формирующаяся в процессах общения людей, больших и малых групп и реализующая основную для их жизни задачу – управление совместной деятельностью в социальных организациях и неформальных объединениях (по В.Вичеву).

Структуру социальной психики можно представляет в виде пирамиды из трех основных составляющих:

1) в основании - общие психические свойства (познавательные процессы, мышление, эмоции, воля и т.д.);

2) социально специфические особенности психики человека, связанные с его принадлежностью к определенному историческому времени и общности, сформированные в процессе социализации; 

3) индивидуально-неповторимые черты характера и жизненного опыта (по Б.Д. Парыгину).

Эффект социальной психики заключается в том, что на поведение человека огромное влияние оказывает как широкое социальное окружение, так и, - особенно, - близкое групповое воздействие.

Социальная психология

Социальная психология – это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, психологические явления, возникающих в процессе взаимодействия людей друг с другом, а также психологические  характеристики социальных групп.

Социально-психологические явления

Социально-психологические явления – это феномены, которые возникают в результате взаимодействия субъектов в определенных условиях, побуждают и регулируют деятельность и поведение людей, обмен сообщениями, с помощью которых люди выражают своё отношение к условиям взаимодействия (например, общение, стереотипы, конфликты,  традиции, общественное мнение и мн. др.)